Поделитесь с друзьями этим текстом:

четверг, 4 июня 2015 г.

Бег не ради бега. По следам книги Харуки Мураками.


Что-то в последнее время меня тянет на книжные рецензии, даже подумываю переименовать блог в "Books, travel, sport". Что делать, ведь когда ты читаешь текст и испытываешь от него эмоции, тебе хочется поделиться ими с миром. Тебя вдохновляет история, ты пропагандируешь общие с автором ценности и выделяешь цитаты, которые кажутся наиболее точными и важными. Чтение книг, для меня, это как медитация, как спорт. Когда ты просыпаешься пораньше утром, чтобы успеть почитать - наверное это знак, что текст действительно интересный. Как всегда, самые интересные издания попадают мне в руки, когда все остальные их уже прочитали. Так случалось и с книгой Харуки Мураками «О чём я говорю, когда говорю о беге», которую мне посоветовала Оля Руднева. 

Никогда не думала, что буду читать о беге, более того, что буду читать о нем интересно и, как оказывается, совсем не о беге. Все сложно :) На самом деле, все, что можно написать о технике и спорте, можно уместить в несколько журнальных статей. Все остальное постигается на практике, как позитивные моменты, так и негативные. Никогда бег для меня не был самоцелью, скорее способом релаксации и возможностью простым и доступным способом поддерживать себя в форме. Потом, года на 4 я забыла про него и мы практически не встречались, пока мое здоровье не вывесило на трассе желтый флаг. Пришлось снова вспоминать, что к чему и заставлять себя втягиваться в ритм.

В этот раз, мое отношение к бегу уже изменилось, появился какой-то спортивный интерес, ведь куча друзей тоже бегают, причем, судя по фейсбук ленте, достаточно серьезно. Мне важно было в первую очередь поправить свое здоровье, поэтому, я решила, что новую красивую спортивную форму я куплю себе только тогда, когда смогу с гордостью натянуть ее на результат моих трудов. Попыталась мотивировать льва не морковкой, а мясом :) Правда, беговые кроссовки все-таки пришлось купить. 

Сравнивая свои результаты тогда и сейчас я понимаю, что многое изменилось. Постепенно, но уверено я пришла к тому, что за час времени без проблем пробегаю 10 км, хотя раньше 60 минут мне хватило бы только на 4-5 км. Я даже заработала свою первую травму и успешно ее пережила.

Исходя из своего жизненного опыта, я прочно усвоила фразу "никогда не говори никогда". Раньше я была уверена, что могу бегать только одна и только с плеером. В один из дней плеер сел - пришлось бежать без музыки. Пережила, почувствовала свои мысли. Потом, я начала  иногда бегать с друзьями и разговаривать во время пробежки, что раньше мне казалось невыносимым и ужасным. Тоже ничего, в этом есть своя прелесть, это весело и мотивирует, пускай немного ухудшает время. 

Поэтому, когда Оля Руднева посоветовала мне прочитать книгу о беге, чего я раньше никогда не делала, я тут же ее скачала и положила в Киндл. Мне было вдвойне интересно, так как последний раз я проводила время за сочинениями Мураками давно и это была "Подземка", которая мне очень понравилась и которую, помню как сейчас, я читала еще на допотопной Nokia 6630. Потом я пыталась осилить "Охоту на овец", но дело не пошло совсем. Так что, мне было любопытно, что же он написал о беге? По итогу могу сказать, что абсолютно ничего. Эта книга не о беге, она о победе над собой, о развитии личности и дисциплины.
"Эрнест Хемингуэй писал об этом. Хочешь продолжить начатое — не сбивайся с ритма. В долгосрочных проектах это главное. Если ритм задан, то кривая куда-нибудь уж выведет. Но до тех пор, пока маховик не разогнался, не набрал нужную постоянную скорость, надо стараться изо всех сил, чтобы не бросить дело на полпути. И перестараться в данном случае нам не грозит."
По сути, так и есть. Всегда, когда ты начинаешь что-то новое и у тебя не получается, обязательно идет период отрицания. Когда кажется, что все усилия проходят зря и ничего не выходит, очень важно продолжать двигаться по инерции и поддерживать ритм. Разве это можно сказать только про бег? Кажется ты читаешь текст, в котором все время много слов о спорте, о беге, о тренировках, но волей-неволей ты совершенно уходишь от этой темы и все экстраполируешь на бытовые моменты своей жизни, работу, отношения, планы на будущее. Мураками рассуждает о писательстве, как о работе, приравнивая ее к любому другому виду деятельности, которому тоже нужен порядок, четкость и график работы. Иначе, не выходит.
"Есть писатели с врожденным талантом, которые пишут легко и без напряжения. Как из фонтанирующего источника, извергаются на бумагу потоки слов, и вот уже готово новое произведение. Такие люди хоть и редко, но встречаются. Но я, как ни жаль, никакого отношения к ним не имею. На моем пути днем с огнем не найдешь бьющих из-под земли фонтанов. И пока я не поработаю как следует долотом, не пробью скалу, не пробурю скважину — мне ни за что не припасть к творческому источнику. Чтобы написать роман, я вкалываю по-черному, не жалея ни времени, ни сил. Каждый раз, начиная работу над новым произведением, я должен бурить новую скважину. Долгие годы такой жизни, надо сказать, меня закалили."
 Дойдя где-то до середины книги ты совершенно забываешь, что она должна была быть о беге или об опыте автора, который за свою жизнь набегал много сотен километров. Ты воспринимаешь ее как интересную, увлекательную философию в которой бег, всего лишь способ медитации, физический процесс, который сопутствует формированию личности. Ведь, это ваше сознательное желание было побежать. Вы встали с кровати, надели кроссовки, включили плеер и вышли на улицу - ваше личное осознанное желание, ваш выбор, поэтому незачем писать о том, что было вашим решением.

Когда читаешь эту книгу то в первую очередь видишь человека, а уже потом атрибуты его жизни, такие как писательство и спорт. Наверное, это то, к чему каждый из нас должен стремиться, чтобы нас воспринимали без всех внешних моментов и увлечений. Иначе, как только вы, по тем или иным причинам перестанете бегать - вы станете неинтересны людям, которые видели в вас только бегуна. Конечно, если вы не профессиональный олимпийский бегун или марафонец и не хотите быть известным и любимым только за ваши сильные ноги.
"Проблема с талантом заключается в том, что в большинстве случаев человек не может контролировать качество и количество своего таланта. И когда вдруг выясняется, что таланта явно не хватает, то как ни придумывай, откуда пополнить истощившиеся запасы, как ни пытайся экономить талант, растягивая его на подольше, вряд ли из этого что-то получится. Талант живет сам по себе, хочет — фонтанирует, хочет — иссякает, и тогда плохи наши дела. Разумеется, жизненный путь Шуберта и Моцарта, а также некоторых поэтов и рок-певцов — в короткий срок исчерпавших свой исключительный талант или умерших на пике славы и преображенных драматической и безвременной своей кончиной в прекрасную легенду — мало кого оставляют равнодушными, но для большинства из нас это все-таки не модель для подражания."
Если вы хотите из этой книги узнать что-то про бег, как таковой, то вам не нужно ее читать, вы будете разочарованы. Конечно, Мураками описывает свои тренировки и общие моменты, но это не руководство к действию, это элементы сюжета, которые позволяют более глубоко представить себе образы, но не более. Это книга о том, как человек сам делал себя и сам работал над собой, во всех аспектах своей жизни. О том, как учиться и чего стоит дисциплина и методичная работа над тем, что тебе нравится.  «О чём я говорю, когда говорю о беге» - это рассказ о жизни и опыте писателя, который представлен в виде марафона, длинною в жизнь.

Я посвящаю эту книгу бегунам — всем тем, кого я встречал на дорогах мира. Тем, кого обогнал я, и тем, кто обогнал меня. Без вас я бы не смог продолжать свой бег. Харуки Мураками Август 2007 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Социальные кнопки