Представьте себе, что вы наблюдаете за гимнасткой, выступающей на Олимпийских играх. Она выходит на ковер, кладет ленточку и замирает, ожидая первых аккордов музыки. Благодаря яркому макияжу кажется, что перед нами уже взрослая женщина, хотя на самом деле ты понимаешь, что девочкам-гимнасткам чаще всего не больше 25. Сильно подведенные глаза, яркие губы, обильные блестки, идеальный тон кожи - помогает ли это все ловить мяч или делать сложные упражнения с булавами?
Скорее, это воинственная раскраска позволяет самим девочкам чувстовать себе уверенне, красивее, сильнее. Даже зрители на самых последних рядах могут заметить, что перед ними выступает не только тело, но и лицо с очертаниями больших глаз и выразительных губ.
Волосы собраны в тугой пучок и залиты лаком, чтобы ни один из них не помешал во время полета. Эта прическа и общие образы часто напоминают мне японских гейш, во всяком случае их рвение прислуживать своему хозяину схоже с рвением спортсменок устанавливать рекорды и побеждать. Впрочем, возможно последние на самом деле более фанатичны. Пайетки на ее нарядном комбинезоне переливаются всеми цветами радуги, кажется, что тело девочки это зеркало, отражающие стадион с миллионами вспышек от фотоаппаратов и мобильных. Ее руки, ноги, пальцы, все тело предельно напряжено, она ждет музыки. Интересно, о чем они думают в этот момент? Проигрывают ли в своей голове танцевальные па и акробатические трюки? Может, думают о своих родных или о том, чтобы это все скорее закончилось и они могли вернуться в школу на занятия, к своим друзьям.
Динамичная, громкая музыка врывается в пространство помещения и начинается танец. Ты не можешь оторвать взгляда от ковра, от девушки, которая танцует в окружении ленты. И кажется, уже не одна, а тысячи красных лент летают вокруг нее, что она прыгает и кружится внутри водоворота, который затягивает ее и заставляет двигаться все быстрее. Уже не понятно, где начало и где конец ленты, гимнастка будто повелевает ею силой мысли, как заклинатель змей, заставляет красную змею двигаться. Если бы Конан Дойль дожил до возрождения Олимпийских игр и включения художественной гимнастики в их программу возможно Шерлок Холмс в Пестрой ленте мог бы оказаться большим поклонником этого вида спорта.
Иногда красная лента расстается с хозяйкой, улетает вверх и зрители с замиранием сердца ждут - попадет ли она снова точно в руку спортсменке или это будет фатальная ошибка. На лице гимнастки в этот момент не отображается ничего, кроме волевого усилия, концентрации внимания. Видно, что всеми рецепторами она следит за исполнением элементов, ведь за малейшую ошибку или задержку судьи снимут баллы, а значит на следующем чемпионате все придется начинать сначала.
Еще несколько па, последнее ловкое подбрасывание ленты в воздух и она приземляется в руку хозяйки, музыка закончилась. Лицо спортсменки не выражает никаких эмоций, она изо всех сил пытается восстановить дыхание и сдержать волнение. На нее смотрят судьи, зрители, родители, друзья. Рекламные плакаты с большими логотипами и громкими слоганами, окружающие ковер, призывают ее быть сильнее, красивее, стройнее. Рядом с ковром нервно топчется тренер, ожидая возвращения подопечной на лавку спортсменов.
Вся ее жизнь сегодня это бесконечные тренировки, диеты, слезы и сумасшедшая, титаническая работа над собой ради того, чтобы мы могли полторы минуты неотрывно следить за ее движениями, восхищаться плавностью, грацией, акробатикой. Удивляться, как лента может так извиваться и попадать точно в цель, танцевать вокруг своей хозяйки. Мы следим за этим, как за представлением, не можем оторваться и редко когда за этим блестящими пайетками, накладными ресницами и тугими пучками можно рассмотреть истинную основу - тяжелый труд над своим телом, выход за пределы стандартных возможностей, победа над собой.
Роман "Шантарам" Грегори Девида Робертса - это красная лента, которая заставляет нас неотрывно следить за процессом, погружаться в него, с замиранием сердца отслеживать взлеты и падения, восхищаться движениями и трюками, но где-то между завитками все-таки показывает нам реальность и это позволяет нам чувствовать себя участниками процесса, а не сторонними наблюдателями.
Эта книга долго ждала, пока я до нее доберусь. Три раза начинала и три раза бросала, лишь на четвертый я усилием воли заставила прочита себя на 2 главы больше, чем в прошлом. После этого меня не существовало несколько дней. Я была в Киеве, ходила на работу, занималась спортом, но утром, вечером, в обед, в транспорте я была в Бомбее, в Гоа, в Афганистане. Вместе с главным героем я жила в трущобах и помогала бедным, переживала героиновый туман и сражалась с русскими в Афганистане, сбегала из тюрьмы и учила язык махараштра.
Все время чтения меня не покидала мысль, что я где-то что-то подобное уже читала. Потом, я поняла, что Шантарам безумного напоминает мне Войну и мир, Толстого. Роберс не просто написал роман, он описал целую эпоху правления мафии в Индии, описал ее настолько точно и детально, что эффект присутствия достигнут на 1000%. В отличии от Льва Николаевича, он добавил в свой роман-эпопею мафию, криминал, интриги, любовь и быт, сделав его намного более интересным, но все-равно масштабным. Хотя, кому я вру, Война и мир тоже масштабны и интересны, но времена описанные в Шантраме нам ближе по духу и проще для понимания.
Если бы в нем не была так детально и интересно представлена жизнь в Бомбее в 1980-х годах, а основное внимание автор бы сосредоточил на мафиозных делах и опасном путешествии в Афганистан, в котором как раз шла война, эта книга наверное осталась бы где-то на полках между Тремя чашками чая, Мортенсона и Второй Чеченской, Политковской. Но, именно достоверность и детальность сделали ее бестселлером. По истине, эта книга стала лучшим пиаром для Индии и, как мне кажется, вдохновила целое поколение на дауншифтинг.
Самое удивительное, что какими-бы жестокими и ужасными не были сцены, описаные в романе, они в первую очередь художественны. Уже потом, когда закончился абзац, ты осознаешь, ЧТО именно ты прочитал и перекладывая этот опыт на свою собственную жизнь понимаешь, что ты бы не выжил в этой ситуации. Поразительная, яркая и оптимистичная жизнь в трущобах на фоне условий этой жизни кажется вам нереальной, вы не можете осознать, что так тоже бывает, что дети все еще рождаются на улицах в картонных ящиках и после этого из них могут и вырастают хорошие люди.
Дьявол, который овладевает вашей душой на время чтения книги кроется в деталях и в писательском таланте Робертса, его умении складывать слова в тексты так, что вас как-будто плавной, красной лентой протягивают через все повествование, через все ключевые события и фразы. Когда лента заканчивается, вы отпускаете руку и как-будто просыпаетесь. Сначала вы не понимаете, неужели все закончилось? Вы даже немного злы на автора, ведь ожидали шедеврального конца этой эпопеи, все должно было завершиться еще более круто, чем продолжалось с кучей правильных и красивых выводов.
Но, Роберст не делает своих выводов в конце книги, его главной задачей было погрузить нас в атмосферу, в которой он лично прожил десят лет и которая стала для него домом. А еще, для него, как мне кажется, было важно задать вопрос каждому читателю - что есть зло, а что есть добро? Ведь:
"Общепризнанного критерия добра и зла не выработано, и пока его нет, люди будут оправдывать собственные действия и осуждать поступки других."
п.с. от одной большой книги к другой :) Теперь у меня по плану осилить ЭТО:
Комментариев нет:
Отправить комментарий